Информация о газете Реклама Контакты Обратная связь
ГОСТЬ НОМЕРА

Вилен Сальковский: «Боюсь, что через 20 лет книги будут не нужны...»

Просмотров: 4656


Выпуск: ()

Чтобы побеседовать с писателем Виленом Сальковским, пришлось преодолеть не один десяток километров. Гость «АиФ-Смоленск» живет в Ярцевском районе, в деревне Капыревщина.

 Несмотря на то, что много времени отнимает привычная для деревенского жителя работа в огороде и по дому, Вилен Абрамович не оставляет своего творчества.

- Главным видом моей деятельности была и остается литература. Каждый ли день я сажусь за печатную машину? Нет, по необходимости. Ведь сначала ты какую-то вещь задумываешь, появляется мысль, и даже если ты чем-то другим занят, она в голове сидит... Потом замысел на листочке пишешь, дорабатываешь, обрисовываешь по-настоящему. Это длительный процесс. Вот, например, над своим романом «Смоленская дорога», который увидел свет только в 1987 году, я работал долгие 20 лет.
После окончания института я стал директором школы в Сафоновском районе, в Вадино. В советское время это был центр партизанского движения. Все мои ученики были внуками партизан, а сами участники тех исторических событий были еще живы. Стал ходить в походы, собирать материал для романа. На это ушло 10 лет. Еще 10 лет — были сплошные мучения. Послал роман в московское издательство — оттуда прислали рецензию: роман хороший, но надо поправить, и они посылают его назад (на поправку давалось полгода). Процесс сдвинулся с мертвой точки только при Горбачеве, когда началась перестройка. Книга вышла в 1987 году, а перед этим роман напечатали в журнале «Наш современник». А над следующей книгой «Русская трагедия» я работал еще 20 лет.

- Над чем сейчас работаете?

- Совсем недавно я сдал мою новую работу в смоленское издательство, она называется «Старые времена, новые корни». Помимо беллетристики я занимаюсь еще историософскими изысканиями. Есть очерк, «Калека и его монстр» называется. Калека — это наш народ, который пережил массу социальных уродств начиная с татарского нашествия, а монстр — это государство. Если народ сильный, самостоятельный, обладающий нормальной структурой социального развития, то государство ему служит, и там демократия, а если слабый, то государство препятствует его саморазвитию и в результате подрывает и свой народ, и себя. И получается, государство — бюрократия. Главная задача любого народа — нарабатывать культуру. А задача государства - не мешать ему в этом. Оно может нарабатывать только политическую культуру. А в остальном оно должно быть нахлебником народа...
Единственное что поможет — дать народу свободу экономической деятельности, духовной.
Земля? Да берите сколько хотите! А не так, как сейчас. Вот мы пытались оформить в собственность землю. На это ушло 2 года. И сколько денег переносили...
Все экономические мероприятия сегодня натыкаются на какие-то барьеры. Бюрократические, тормозящие. У власти - пирамида бюрократии, она была, есть и останется. И неважно, кто сидит наверху. Это жесткая структура. Все подчиняются каким-либо назначенным начальникам, им подчиняются нижестоящие начальники и так далее. И никто не подчиняется народу...
Посмотрите, что сейчас в телевизоре? А необходимо, чтобы телевидение было в интересах народа, развития его способностей. Чтобы народ имел свободу деятельности. Пусть контролируемую государством. Но беда в том, что сам народ этого не хочет.
В деревнях народу нет, нищий народ — с таким демократии не построишь. Забыли про нравственность, духовность, кроме денег ничего не надо. В этом ошибка. Люди живут узкими семейными интересами. Мы атомизированы, каждый живет сам для себя. И это страшно.
Всем нам очень легко впасть в безнравственность. Нужен моральный барьер. До тех пор, пока не станем на позиции нравственности — житье ради Христа, справедливости, духовности, - вперед пойти не сможем.

- Хорошая литература может помочь?

- Не может. Прежде всего потому, что никто читать не будет, сегодня читают все меньше. Нужная четкая и продуманная позиция государства.

- А внукам советуете, какие книги прочесть?

- Когда моя внучка была маленькой, мы с ней очень много читали. Помню, читали «Маленького принца» и вместе рыдали, когда он превратился в лучик и исчез. Она поняла, что-то с ним случилось. Сейчас моя внучка уже заканчивет школу, и я к ней уже не могу подойти. Она мне так и говорит: я сама знаю, что мне читать, а что нет.
Ее младший брат перешел в 4-й класс. И с ним почти такая же история. Не так давно прочли книгу Александра Неверова «Ташкент - город хлебный». Прекрасная книжка. Я ему толкую о душе человеческой, о том, что у каждого человека есть светлое и темное начало, и они борются. Говорю, ты всегда различай, кто тебе советует: делай это и не делай это. Светлую сторону слушай. Правда, сейчас он читает все меньше. Не хочет саморазвиваться, только отдыхать. Кататься на велосипеде, играть...
Боюсь, что через 10-20 лет книги будут не нужны. Очень много сейчас читают через компьютер. Но для этого надо электричество и сама техника. А книжку снял с полки - и иди читать куда хочешь. А хорошую книгу надо читать много раз.

- У вас есть такая книга?

- Для меня одной из самых лучших является «Маленький принц» (великолепнейшая книга!), а еще Лев Толстой и все его творчество, Михаил Шолохов, Александр Твардовский. Его я очень люблю.

Справка «АиФ»
Сальковский Вилен Абрамович родился 1.11.1933 в городе Ленинграде, писатель–прозаик, член Союза российских писателей, лауреат премии М.В. Исаковского (2000 г.).
Автор повести «Весна пришла», романа «Смоленская дорога», книги «Русская трагедия» и др.
Комментарии

Оставить комментарий
О компании Распространение и курьерская доставка Вакансии Бренд-клуб Доверие потребителей Реклама на сайте
Все права защищены. © Медиагруппа ТМ, 2010
Публикация материалов сайта разрешена с письменного разрешения редакции и указания прямой гиперссылки.
Яндекс.Метрика